Грейдер
– это машина, предназначенная для планировки и профилирования площадей
и откосов, разравнивания и перемещения грунта, сыпучих материалов при
постройке и ремонте дорог, гидротехнических сооружений. Само название
машины происходит от английского глагола to grade
– сравнивать, нивелировать. Рабочее орудие грейдера – отвал. В ХХ веке
появились мини-грейдеры, предназначение которых – разравнивать парковые
дорожки, спортивные площадки, подъезды к гаражам и т. д.
Первый
в мире грейдер был спроектирован знаменитым изобретателем Робертом
Фултоном, который более известен как создатель парохода. Однако, как и
в случае с пароходом, Фултону не удалось при жизни увидеть, как его
детище начинает использоваться все чаще и чаще и приносит человеку все
больше пользу. Хотя инженер создал свой грейдер в 1795 году, долгое
время применения ему не находилось. Только в 1866 году американцы
начали использовать грейдеры для прокладки дорог.
Первые
грейдеры не имели собственного двигателя, были прицепными. Также они
были лишены даже малейшего подобия кабины. Рабочий, управлявший
грейдером, должен был все время проводить на воздухе, сидя на
специальном седле.
За
прошедшее с тех пор время многое существенно изменилось. Грейдер
сегодняшнего дня – это могучая машина, способная решать самые различные
строительные и ремонтные задачи, многофункциональность – одна из
основных ее характеристик. По назначению их делят на несколько видов:
легкие, средние и тяжелые. По способу функционирования выделяют
механический и гидравлический грейдер.
Многое сделано инженерами для того, чтобы облегчить работу оператора,
сделать ее более простой и менее утомительной. Комфортная кабина,
удобное расположение рычагов позволяют водителю отлично чувствовать
себя в операторском кресле и обеспечивать на протяжении длительного
времени максимум полезной отдачи.
Если
бы Роберт Фултон дожил до наших дней, он с первого взгляда не узнал бы
в современном грейдере ту машину, которую он конструировал свыше 200
лет назад.